РАБОТА НА ДОМУ! Информационный сайт

 

 

Каталог статей


Перспективное планирование в организации

Перспективное планирование в организации представляет собой вид деятельности, основой которого является разработка перспективных целей, реализации которых позволит обеспечить «эффективное функционирование экономической системы организации в долгосрочной перспективе». Перспективные планы определяют направление, масштабы и темпы экономического и социального развития на несколько лет вперед. 

Как отмечает Е.А. Кабанова, перспективное планирование «отличается от других тем, что предусматривает долгосрочный прогноз и разрабатывается на период 10–20 лет». В процессе перспективного планирования осуществляется:

- разработка общих принципов «ориентира предприятия на перспективу (концепция развития)»;

- определение стратегических направлений и программ развития,

- определение содержания и последовательности осуществления мероприятий, которые обеспечивают достижение поставленных целей.

Н.Г. Вождаева определяет «стратегическое планирование как систему мер, направленных на обеспечение долгосрочного выживания предприятия, отвечает на вопрос «Что делать?» и является важным инструментом в конкурентной борьбе за место на рынке». Оно направлено на выявление наиболее перспективных направлений деятельности предприятия, на адаптацию к условиям все время меняющейся внешней среды и извлечение выгод для предприятия.

«Основой перспективного планирования является глубокий технико-экономический анализ возможностей предприятия, каждого его цеха и производственного участка». При этом необходимо выделить ведущие и наиболее перспективные участки производства.

С точки зрения М.П. Жирковой, перспективное планирование заключается «в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами». 

Перспективное планирование в организации, как отмечает Т.С. Коробова, способствует решению следующих основных задач:

- выделить источники финансирования инвестиционных вложений, их размеры и направления;

- внедрить передовые разработки техники и технологий;

- диверсифицировать производство;

- совершенствовать управленческую структуру, кадровую политику.

Оно также способствует решению следующих задач:

-  рационально распределить ресурсы предприятия,

- обеспечить его адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию,

- формировать стратегическую организационную культуру.

Например, структура десятилетнего перспективного плана во многих организациях отражает следующие моменты:

- цель развития предприятия;

- инвестиции и обновление производства;

- улучшение использования ресурсов;

- совершенствование управления;

- проблемы повышения конкурентоспособности организации и пути их решения;

- распределение ресурсов между структурными единицами организации;

- перспективные ориентиры организации.

Цель такого перспективного планирования является согласование различных направлений развития предприятия.

А.А. Кузьмицкая обращает внимание на взаимозависимость перспективного планирования и текущего планово-расчетного обоснования деятельности организаций, которое реализуется «в течение 2 - 5 лет». Но оно, тем не менее, отличается от текущего планирования, так как направлено на планово-расчетное обоснование динамики изменения экономического результата и эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов организации.

Для разработки перспективного плана развития предприятия необходимо формирование эффективной информационной системы, которая позволит анализировать «прошлое, настоящее и предвидеть будущее предприятия на 10−15 лет вперед». Касательно сельского хозяйства, основу перспективного планирования составляют инновационные способы организации деятельности, так как сельскому хозяйству необходимо снижение затрат на производство продукции, чему и способствует внедрение инновационных проектов в растениеводстве и животноводстве.

Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности всей организации, в том числе в международном масштабе. Так, например:

- происходит определение направлений и размеры капиталовложений;

- внедряются технические новшества;

- обновляется продукция;

- определяется форма иностранных инвестиций и т. п.

К.К. Иванов отмечает, что важная составляющая перспективного планирования - это финансовый план, одна из задач которого заключается в обеспечении «производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами». Так же, с его помощью устанавливаются финансовые отношения с другими хозяйствующими субъектами; выявляются пути наиболее выгодного вложения капитала и резервы по его использованию и т.д.

Т.Г. Рыжакина считает, что перспективное планирование, направленное на достижение долгосрочных целей, должно «подкрепляться оперативным планированием, которое обеспечит последовательное достижение перспективных целей».

Таким образом, анализ научной экономической литературы по вопросу сущности перспективного планирования позволяет сделать вывод  о том, что перспективное планирование в организации представляет собой вид деятельности, основой которого является разработка перспективных целей, реализации которых позволит обеспечить эффективное функционирование экономической системы организации в долгосрочной перспективе (10-15 лет). Оно направлено на выявление наиболее перспективных направлений деятельности предприятия, адаптацию к условиям все время меняющейся внешней среды и извлечение выгод для предприятия.

 

 Методы и основные этапы перспективного планирования в  организации

 

Методы планирования представляют собой «определенные способы и приемы расчетов показателей». Можно назвать следующие методы, применяемые  в процессе перспективного планирования в организации:

– нормативный метод, который основан на определении и использовании системы норм и нормативов, отражающей важнейшие цели развития экономики. Так, например, для планирования сельскохозяйственного производства используются следующие виды норм и нормативов:

а) нормы затрат материально-технических ресурсов;

б) нормы затрат труда и заработной платы;

в) нормы выхода продукции;

г) нормы естественной убыли продукции;

д) нормы личного потребления.

– балансовый метод, который предназначен для увязки потребностей и ресурсов, «обеспечения необходимой пропорциональности и координации в выпуске различных продуктов, развитии производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом»;

– программно-целевой метод, который предполагает «разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем»;

- расчетно-конструктивный метод, в основе которого лежит разработка различных вариантов технико-экономических коэффициентов, материально-денежных затрат, балансовой увязки отраслей и элементов производства;

– экономико-математические методы, которые применяются не только для прогнозных расчетов, но и при планировании с целью оптимизации принимаемых управленческих решений на основе разработки экономико-математических моделей и др.

Как отмечает Ю.А. Бутырина, разработка перспективного плана включает в себя несколько этапов:

1. Составляется проект плана, при котором также рассчитываются его показатели. «При этом необходимо учесть данные маркетинговых исследований, которые были проведены при выработке стратегического плана».

Анализируется динамика объемов продаж за прошедшие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей.

2. На основе полученных данных осуществляется разработка производственной программы предприятия и план сбыта товара на перспективу.

3. Осуществляется  анализ себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства.

4. Разработка возможных путей снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

5. Завершающий этап разработки перспективного плана «заключается в разработке финансового плана предприятия, где используются расчеты, осуществленные на предыдущих этапах.

Этот план включает в себя статьи доходов и расходов на каждый планируемый год. При разработке перспективного плана необходимо принять во внимание различные варианты развития предприятия, т. к. внешние условия, такие как динамика цен, колебания спроса, льготы и т. п. постоянно меняются.

Основой разработки перспективных планов является анализ перспектив развития предприятия, учитывая при этом предполагаемые тенденции изменения внешней среды. Как уже отмечалось, при этом должны быть учтены данные маркетинговых исследований, которые были проведены при выработке стратегического плана. Процесс стратегического планирования, по мнению Н.Г. Вождаевой,  включает в себя несколько этапов:

1.Определение целей и задач развития предприятия

2.Создание стратегических хозяйственных подразделений внутри предприятия

3.Обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка

4.Проведение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия

5.Разработка основной стратегии маркетинга и планирование производства продукции

6.Выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач

7.Контроль и оценка основных результатов

 

Н.В. Андреева выделяет следующие взаимосвязанные этапы перспективного планирования:

- определение целей организации;

- формирование коллектива, обеспечивающего выполнение перспективного плана;

- установление задач, предусматривающих определение показателей, которые спускаются в структурные подразделения организации с целью оценки;

- анализ деятельности предприятия;

- выработка стратегии деятельности;

- осуществление тактических задач;

- контроль результатов, позволяющий оценить деятельность организации с учетом внешней и внутренней среды.

Таким образом, исследование методов и основных этапов перспективного планирования, теоретических аспектов перспективного планирования в организации позволяет сделать вывод о том, что в данном процессе применяются различные методы (нормативный, балансовый, программно-целевой, экономико-математические методы). Разработка перспективного плана представляет собой последовательный процесс, включает в себя несколько этапов, от постановки целей, до контроля результатов их достижения.

Категория: Производство | Добавил: vladimir (26.12.2020)
Просмотров: 35 | Теги: методы планирования, экономика, планирование в организации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Криптовалюты [2]
Недвижимость [6]
Персонал [0]
Маркетинг [0]
Производство [1]
Реклама [0]
Сельское хозяйство [0]
Страхование [0]
Услуги [0]
Финансы [6]
Транспорт [0]
Форекс, биржи, валюты [0]
Экономика, банки, займы [0]
Юриспруденция [0]
Другое [2]


Поиск

 

Вход на сайт


Статистика






SHEIN Many GEO's

Skillbox

Gde.ru



Loccitane RU

Читай-город

Интернет-магазин Алёнка

Banggood WW

 
Ножиков

Aromacode

Л'Этуаль

Roxy RU

ChicMe WW

 

TutorOnline RU




                                                                 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru bonuswm.org - сервис раздачи бонусов WM
Создание сайтов Каталог сайтов и статей iLinks.RU Анализ сайта - PR-CY Rank