Детские страхи, их особенности и последствия переживания ребенком данного эмоционального состояния являются в наши дни одной из наиболее обсуждаемых тем среди педагогов, психологов и родителей. У современных детей, в том числе среднего дошкольного возраста, значительно расширился спектр переживаемых страхов, и обострились негативные поведенческие реакции. Причина этого заключается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов. Страхи имеют разнообразные последствия: страдает эмоциональная сфера, страх окрашивает все чувства тревогой. Нарушаются детско-родительские отношения, а также страх отрицательно сказывается на социальной активности ребенка, нарушаются его отношения со взрослыми и сверстниками. Страхи в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать важной причиной нарушений в развитии личности ребенка. Тем самым обуславливается актуальность исследования коррекции страхов у детей среднего дошкольного возраста. Страх представляет собой сильную эмоцию, переживаемую как тревожное предчувствие и беспокойство. Он относится к основным, фундаментальным эмоциям наряду с радостью, удивлением, стрессом, отвращением, гневом, чувством вины, стыдом и др. Е.В. Антонова и О.А. Томашевская определяют страх как эмоцию, которая возникает «в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлена на источник действительной или воображаемой опасности. Эмоции при этом являются одной из форм оценки, познания и отражения мира окружающего человека. Эмоции, чувства, и ощущения очень тесно связаны между собой. В зависимости от характера угрозы интенсивность переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков (тревога, опасение, боязнь, испуг, панический страх, ужас). Т.А. Жарова и М.А. Арсенова, ссылаясь на исследования А. И. Захарова, понимают страх как аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни, самочувствия и благополучия. Страх проявляется перед определенным событием, которое может иметь негативное последствие для личности. В самом общем виде данная эмоция возникает в ответ на действие угрожающего раздражителя, которым может быть боль, болезнь, конфликты и неудачи. Дети ощущают страх тогда, когда не верят в успех своей попытки избежать опасности. Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру. Л.С. Меркушина обращает внимание на двоякое происхождение страхов: - чувство страха может быть прямым следствием травматического фактора; - страх может быть сигналом о возникновении угрозы жизни и благополучию, об угрозе повторения травматического фактора. Многие исследователи, такие, как С. В. Бедрединова, А. И. Тащёва, А.П. Павловская, Е.В. Новоселова и др., отмечают неоднозначное влияние страха на человека [4, 20]. Так, он может привести как к гибели, так и к спасению. Страх сказывается на личностном развитии ребенка. Можно выделить следующие личностные особенности, порождаемые страхом: - слабый контакт с окружающими, - повышенная неуправляемость и агрессивность, - нарушение сна, - эмоциональная заторможенность, - агрессивность, - депрессивные состояния, - речевые расстройства; - скованность мышления; - потеря целостности восприятия; - уменьшение познавательной активности, любознательности, любопытства. Все перечисленное значительно затрудняет контакт с ребенком, пагубно влияет на ход его развития и воспитания. Вред чувства страха заключается также в том, что оно порождает различные комплексы и неуверенность в себе. Человек не контролирует себя, может совершить необдуманные поступки, которые могут привести к негативным последствиям. При этом И.А. Горьковская указывает на положительное значение данной эмоции, отмечает мобилизующую функцию страха, а также то, что страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные события. Тем самым, страх «помогает избегать потенциально опасных ситуаций». По мнению М.А. Меркуловой, страх является своеобразным средством, с помощью которого ребенок познает окружающую действительность, учится более критично и избирательно относится к ней. Страх отличается социальной природой и условно-рефлекторным характером. Данная эмоция появляется непроизвольно, независимо от воли ребенка, сопровождением чего является выраженное чувство волнения, беспокойства или ужаса. Следовательно, основу большинства страхов в дошкольном возрасте составляет аффективно-заостренное восприятие угрозы для жизни, являющееся первым проявлением инстинкта самосохранения. Испытывая чувство страха, дети являются более осторожными, эмоциональными и впечатлительными. Если у людей, в том числе, детей, полностью отсутствует чувство страха, то это свидетельствует о пониженной эмоциональности, недостатке чувствительности, ослаблении инстинкта самосохранения «с расторможенностью влечений и неуправляемой возбудимостью». Таким образом, страх является сильной эмоцией, которая возникает при возникновении угрозы жизни и благополучию человека, переживается как тревожное предчувствие и беспокойство. Страх может, как порождать негативные последствия, так и иметь положительное значение. | |
| |
Просмотров: 31 | | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|