РАБОТА НА ДОМУ! Информационный сайт

 

 

Каталог статей


Общение ребенка со взрослыми

Любое взаимодействие людей друг с другом не возможно без общения. Общение является сложным многоплановым процессом налаживания контактов между людьми, которые необходимы для ведения совместной деятельности. О.В. Лунева дает следующее определение общению – это «взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом».

Многоплановый характер общения проявляется в том, что в его процессе условно выделяется три стороны:

1. Коммуникативная сторона. Любое общение представляет собой обмен информацией между людьми в процессе совместной деятельности с помощью речи.

2. Интерактивная сторона. В процессе взаимоотношений между людьми какой-либо обмен происходит не только с помощью слов, но и действиями. Например, процесс дарения одного человека другому подарка будет общением, даже если оба не скажут ни одного слова.

3. Перцептивная сторона. Она представляет собой процесс восприятия людьми друг друга во время общения. Для того, чтобы взаимодействие между людьми складывалось благоприятно, нужно, чтобы они положительно воспринимали друг друга, испытывали симпатию.

Таким образом, общение представляет собой единый (из этих трех сторон) многоплановый процесс, способ организации деятельности, включенных в этот процесс людей.

 Знание особенностей общения очень важно для педагога, так как он сможет решить главную профессиональную задачу только в том случае, если сможет наладить продуктивное общение учащихся между собой и с учителем. Общение для педагога является средством решения педагогических задач; системой обеспечения воспитательного процесса; способом создания продуктивных взаимоотношений между учителем и учениками; необходимым фактором для воспитания индивидуальной личности школьника.

 Педагогическое общение выступает, с одной стороны, как эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой- как его непосредственная содержательная характеристика.

 Изменение форм общения ребенка со взрослым на протяжении детства представляет собой смену нескольких форм общения.

 Первая форма характерна для периода младенчества.  Это ситуативно-личностное общение. В младенческом возрасте для ребенка необходимо эмоциональное взаимодействие с родителями, в первую очередь с матерью. Эмоциональные контакты являются главным содержание общения. Необходимость сиюминутного удовлетворения потребностей малыша ведет к тому, что общение зависит от конкретных желаний ребенка в узкий отрезок времени.

Вторая форма - внеситуативно-познавательное общение. Характерно для раннего возраста ребенка, когда дети начинают осваивать мир и задавать первые вопросы. В это время общение заключается не только в эмоциональных контактах, но и в появление элементов сотрудничества ребенка с родителями. Дети стремятся получить новые впечатления, проявляют активность, ведут с родителями совместную деятельность (мастерят, лепят, рисуют и т.д.). Источником информации для ребенка по-прежнему остается взрослый человек.

Третья форма – внеситуативно-личностное общение. Возникает ближе к концу дошкольного возраста ребенка (от 5 до 7 лет). Дети обращают внимание на взаимоотношения в семье, интересуются, как общаются знакомые и т.д.  В это время ребенок выполняет все требования родителей, которые являются для него авторитетом, с целью установления взаимопонимания. Дети сравнивают свое отношение к поступкам с отношением к ним взрослых людей, относятся к взрослому как к учителю.  Очень важно в этот период строить общение на доверии и искренности.

Таким образом, общение ребенка со взрослым проходит три качественные ступени: познавательную (взрослый является источником сведения для ребенка), деловую (взрослый выступает партнером ребенка) и личностную (взрослый выступает особой личностью, членом общества)

Основными формами общения ребенка со взрослыми являются ситуативно-личностное общение (от рождения до 1,5 лет), внеситуативно-познавательное общение (от 1,5 до 5 лет), внеситуативно-личностное общение (от 5 до 7 лет).

Что касается вопроса о том, как изменяется у детей содержание потребности со взрослым, то скажем словами М.И. Лисиной: «Общение, в свою очередь, существенно влияет на ведущую деятельность детей. Соответственно изменяется и роль взрослого: он переходит от позиции организатора и наблюдателя к роли участника и, наконец, образца действий ребенка. Тем самым взрослый в ходе общения с детьми способствует освоению ими новых и все более сложных видов действий».

Одну форму общения ребенка со взрослыми отличает от другой разное отношение детей к роли взрослого в этом общении.

Одним из крупнейших ученых, который занимался проблемой изменения форм общения ребенка со взрослым на протяжении детства, был Л.С. Выготский. На его концепцию опиралась М.И. Лисина, которой принадлежат крупнейшие труды по данной теме. Непосредственным соратников Л.С. Выгодского был А.В. Запорожец. Вопросом совместной деятельности ребенка и взрослого занималась М.Г. Елагина, В.В. Ветрова и др. Рассматриваемую тему поднимали в своих работах Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева и т.д.

Особое значение в процессе развития ребенка в дошкольном возрасте имеет его общение со взрослыми. Именно в процессе данного общения маленькие дети узнают правила поведения в окружающей среде, знакомятся с миром, осознают свое место в этом мире. По мере взросления дети усваивают все более сложные формы взаимоотношений.

Объективным условием для формирования самосознания и самооценки ребенка является опыт его общения со взрослыми, которые помогают детям накопить представления о себе. В результате чего складывается определенный тип самооценки. Именно взрослый сообщает ребенку о его индивидуальных особенностях; оценивает его поведение; формирует ценности ребенка, через призму которых он будет оценивать самого себя; помогает ребенку анализировать собственные действия и поступки, сравнивать их с поступками других людей.

Совсем маленькие дети спокойно относятся к тому, что думают о них взрослые. В старшем дошкольном возрасте дети принимают мнение взрослого только в том случае, если оно не противоречит мнению ребенка. В противном случае дети отказываются принимать чужое мнение, даже если в результате небогатого опыта и ограниченных возможностей самоанализа их собственное мнение ошибочно.

Индивидуальный опыт ребенка ведет к получению конкретных представлений об окружающем мире. Сведения же, приобретенные в результате общения со взрослыми, имеют обобщенный характер и те словесные характеристики, которыми наделяет взрослый ребенка, превращаются в его собственные знания о себе. Таким путем взрослые внушают ребенку образ самого себя, при чем он может быть, как отрицательный, так и положительный. Оценки взрослых закрепляются в сознании детей, формируя его самооценку.

Особенно большое влияние на данный процесс оказывают родители. В процессе семейного общения, родители руководствуются собственными представлениями о мире, и через них оценивают поведение ребенка. Оценки взрослых перенимаются сами ребенком и становятся его оценками.

Кроме того, родители формируют у детей идеалы, ценности, планы на будущее и т.д. В результате, если ребенок сможет достичь намеченных родителями целей, это положительно скажется на его самооценке, в противном же случае будет наблюдаться процесс формирования заниженной самооценки. «Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае — заниженная самооценка».

Таким образом, особое значение в процессе развития ребенка в дошкольном возрасте имеет его общение со взрослыми. Данное общение оказывает огромное влияние на формирование самосознания и самооценки ребенка. Оценки взрослых закрепляются в сознании детей, формируя его самооценку. Особенно большое влияние на данный процесс оказывают родители.

Категория: Детки | Добавил: vladimir (05.01.2021)
Просмотров: 38 | Теги: ребенок.дети, взаимоотношения детей и взрослых, общение детей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Бытовая техника [0]
Детки [16]
Животные, питомцы [1]
Интерьер [1]
Красота и здоровье [3]
Кулинария, рецепты [3]
Ландшафтный дизайн [0]
Личная жизнь [1]
Медицина [1]
Праздники и подарки [0]
Растения [1]
Строительство и ремонт [4]
Сад и огород [3]
Разное [0]


Поиск

 

Вход на сайт


Статистика






SHEIN Many GEO's

Skillbox

Gde.ru



Loccitane RU

Читай-город

Интернет-магазин Алёнка

Banggood WW

 
Ножиков

Aromacode

Л'Этуаль

Roxy RU

ChicMe WW

 

TutorOnline RU




                                                                 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru bonuswm.org - сервис раздачи бонусов WM
Создание сайтов Каталог сайтов и статей iLinks.RU Анализ сайта - PR-CY Rank