На протяжении дошкольного возраста у детей развиваются свойства внимания и ее произвольность. Дети старшего дошкольного возраста учатся управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. В данном возрасте изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно. А.А. Осипова отмечает, что формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование «трех умений: - принятие постепенно усложняющихся инструкций; - удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; - развитие навыков самоконтроля». Одна из задач развития внимания заключается в формировании контрольной функции, которая заключается в умении ребенка контролировать свою деятельность. Эффективным средством формирования внимания является речь. На первоначальном этапе воспитатель с помощью слов и указаний организует внимание ребенка. Затем дети сами обозначают словами то, на что необходимо обратить внимание, чтобы выполнить какую-либо деятельность. Произвольное внимание формируется у детей в ходе целенаправленной деятельности воспитателя и ребенка. Цель деятельности в качестве предполагаемого результата стимулирует детей удерживать внимание в течение всей деятельности. У детей старшего дошкольного возраста опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования и т.д. Целенаправленная работа по развитию произвольного внимания предполагает два направления: - «внедрение особых упражнений, тренирующих главные характеристики внимания: размер, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение»; - внедрение упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Для того, чтобы формировать и поддерживать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создание следующих условий: - ребенок должен отчетливо понимать задачи деятельности, которую он выполняет; - должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности (постоянное место, определенное время, содержание в порядке рабочих принадлежностей); - возникновение косвенных интересов, т.е., даже если ребенок не заинтересован непосредственно в деятельности, интерес к ее результату будет способствовать поддержанию произвольного внимания; - создание благоприятных условий для выполнения деятельности, отсутствие посторонних отрицательных раздражителей; - обеспечение тренировки произвольного внимания с помощью разнообразных повторений и упражнений. В связи с тем, причины низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте заключаются в недостаточной интеллектуальной активности, несформированности навыков учебной деятельности и воли, в процессе развития внимания у детей необходимо учитывать особенности видов внимания и использовать факторы привлечении внимания дошкольников. Данные факторы включают в себя: - структуру организации деятельности (восприятию ребенком объектов способствует их объединение); - организацию занятия (например, начало и окончание занятия должны быть четкими); - темп ведения занятия (он должен быть оптимальным – ни слишком быстрым, ни слишком медленным); - последовательность и систематичность требований; - смену видов деятельности (слуховой вид деятельности должен периодически сменяться зрительным или моторным); - учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка. Таким образом, формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование трех умений: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля. Важной задачей развития внимания является формирование контрольной функции. Эффективным средством формирования внимания является речь. Для того, чтобы развивать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо, чтобы ребенок отчетливо понимал задачу выполняемой деятельности. Кроме того, должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности и другие условия. Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть использованы при развитии внимания, включают в себя структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность и систематичность требований, смену видов деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка. | |
| |
Просмотров: 43 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|