РАБОТА НА ДОМУ! Информационный сайт

 

 

Каталог статей


Деятельность декабристов в Сибири

Декабристы, будучи образованными людьми, знали самые новые открытия, как русской, так и мировой науки. Находясь в сибирской ссылке, они много говорили о принципах и методах обучения. Главными в этой сфере они считали наглядность и эксперимент, которые должны способствовать прочному усвоению материала.

 Во второй четверти XIX века в Сибири располагалось три гимназии (Иркутская, Тобольская и Томская).   Высшего образования, так же как и женского, совсем не было. В связи с этим, особенно стоит отметить педагогическую деятельность декабристов в Сибири. «Несмотря на запрет заниматься педагогической деятельностью, Декабристы не могли оставаться в стороне от насущных для Сибири проблем образования. Почти во всех работах, посвященных будущему края (статьи Г. С. Батенькова Н.В.Басаргина, П.А.Муханова и других), отмечалась крайняя необходимость развития системы образования, начиная с сельской школы, где обучали бы элементарной грамотности, и кончая университетом, который мог бы обеспечить потребности сибирских губерний в образованных чиновниках и промышленниках».

 Декабристами были открыты школы в Петровском Заводе, Селенгинске, Чите, Минусинске, Тобольске, Красноярске и других городах  и  населенных пунктах. 

 Они создавали собственные  учебные программы, в которые входили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, М.Ю. Лермонтова и других поэтов.  Из мировой литературы - Шекспира, Байрона, Руссо. Учителя – декабристы старались расширить кругозор учащихся, развивать их собственную точку зрения. 

 Педагогической деятельностью в Сибири активно занимались  Бестужевы, Д.И. Завалишин, А.П. Юшневский, братья Борисовы, К.П. Торсон, В.К. Кюхельбекер, М. Муравьев-Апостол, Г.С. Батеньков и т.д.  По мнению С.П. Трубецкого, В.Ф. Раевского, Е.П. Оболенского, В.Л. Давыдова главной частью воспитательной работы семьи является детское чтение.

 Д.И. Завалишин занимался расширением образования в Забайкалье. Он считал, что нужно совмещать физический труд с умственным трудом. По его мнению, учить детей нужно в соответствии с их способностями и нуждами. Д.И. Завалишин стремился к распространению образования среди простого народа. В 50-х смог добиться того, что была открыта казачья и крестьянская школы в Чите и в Читинском округе.

 С уверенностью можно сказать, что деятельность Д.И. Завалишина в сфере образования имела огромное значение, хотя его школу смогло окончить лишь немного учеников. Местные жители начали стремиться к знаниям и культуре.

 Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли принцип воспитывающего обучения, опираясь при этом на сознательность и активность мышления. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

 Педагогической деятельностью активно занимался декабрист И.Д.Якушкин. Он подробно изучил все отрасли науки, для того чтобы подготовиться к обучению детей. Самостоятельно подготовил учебник по географии.  Стремясь к подъему культурного уровня простого народа, И.Д. Якушкин хотел открыть школу для бедных детей.

При поддержке других декабристов и Синода, И.Д. Якушкин в 1942 году открыл первую в Западной Сибири школу для простого народа. В школе у  Якушкина наряду с общеобразовательными  предметами  преподавалась механика. Большое внимание уделялось естественным наукам. 

Якушкин считал, что «в науках естественных истинны суть только явления большею частью столько же ощутительные для ребенка, как и для взрослого человека; стоит только представить ребенку явление в порядке, приспособленным к его понятиям, и для него многие законы, управляющие этими явлениями, сделаются также ощутительными; вообще я думаю, что некоторые части естественных наук, преподаваемые как следует, могут заменить логику, эту науку скучную и недоступную для детей и которую, однако, преподают им с целью образовать их рассудок». ¹

 Главной целью обучения бедных детей Якушкин считал познание самого себя.  Он мечтал о том, чтобы все дети были счастливыми.

 Мужское училище Якушкина существовало с 1842 по 1856 года, его окончили более 500 человек. Женское училище, открытое в 1846 году, окончили около 200 человек.

Открытие в Западной Сибири бесплатных и всесословных школ под руководством И.Д.Якушкина, а также развитие женского образования, имеет огромное значение не только для Сибири, но и для всей России.

Декабристами в Тобольске в 1852 году было открыто девичье приходское училище, которое позднее было преобразовано в Марьинскую женскую школу. В комитет по учреждению женской школы вошел А.М. Муравьев. 

Декабрист П.Н. Свистунов участвовал в налаживании работы школы. Таким образом, декабристы стали основателями женского образования в Сибири.

В Восточной Сибири деятельностью по открытию школ занимался В.Раевский.  С его помощью была открыта постоянная школа в селе Олонках.  Преподавательской деятельностью занимались декабристы в Енисейской губернии. Здесь открытием школ занялся Ф.П. Шаховской. Он разработал методические рекомендации по начальному образованию детей.

Декабрист А.И. Якубович тоже занимался педагогической деятельностью. Он считал воспитание детей гражданским долгом. Причем, образование детей должно делать их полезными Отечеству.

Таким образом, декабристы занимались активной педагогической деятельностью в Сибири. Под их руководством были открыты школы во многих населенных пунктах Сибири. Они создавали собственные учебные и методические программы.  Просвещением в Забайкалье занимался Д.И. Завалишин. Его деятельность в сфере образования имела огромное значение. Местные жители начали стремиться к знаниям и культуре.

Педагогической деятельностью активно занимался декабрист И.Д.Якушкин. Открытие в Западной Сибири бесплатных и всесословных школ под руководством И.Д.Якушкина, а также развитие женского образования, имело огромное значение не только для Сибири, но и для всей России. Декабристами в Тобольске в 1852 году было открыто девичье приходское училище, преобразованное в Марьинскую женскую школу. Декабристы стали основателями женского образования в Сибири.

Педагогическая деятельность декабристов внесла огромный вклад в культурное развитие не только Сибири, но и всей России.

 Деятельность декабрисᴛᴏʙ в Сибири охватывала многие сферы  общественной и культурной жизни. Ее частью были литература и музыка.  Ссыльные в Сибирь декабристы (талантливые литераторы, историки, философы и т.д.), не имеющие права публиковать свои литературные и научные произведения,  продолжали творить и передавать свой опыт и знания народу.  Красоту сибирской  природы запечатлели в своих работах многие декабристы: Александр Бестужев-Марлинский; Николай и Михаил Бестужевы, Петр Борисов, Беляевы, А. Розен  и др. Н. Басаргин в своих записках писал: «Местность Читы и климат были бесподобны. Растительность необыкновенная. Все, что произрастало там, достигало изумительных размеров. Воздух был так благотворен и в особенности для меня, что никогда и нигде я не наслаждался таким здоровьем. Будучи, как я уже говорил, слабого, тщедушного сложения, я, казалось, с каждым днем приобретал новые силы и наконец до такой степени укрепился, что стал почти другим человеком. Вообще, все мы в Чите очень поздоровели и, приехавши туда изнуренные крепостным заточением и нравственными испытаниями, вскоре избавились от всех последствий перенесенных нами страданий. Конечно, к этому много способствовала наша молодость, но, в свою очередь, климат оказал большую помощь».

 Декабристы старались исправлять ошибки в литературе о Сибирском крае, которых было множество.

Декабрист П.А. Муханов конспектировал местные слова и выражения, чтобы пополнить и исправить ошибки в словарях. Николай Бестужев читал местные журналы и газеты, исправляя все замеченные ошибки.

Так как декабристам нельзя было печатать свои научные и литературные произведения, они старались поддерживать старания сибирских литераторов издавать их журналы и газеты.

Кроме того, Восточной Сибири появилась целая серия рукописных изданий: газета сибирского писателя Сибири С.И. Черепанова, «Домашний собеседник» Н.И. Виноградского, «Метляк» А.И.Орлова. Рукописные журналы имели огромное значение в просвещении Сибири. Благодаря ним, объединялись местные литераторы, формировались культурные интересы населения.

 Декабристы делали все возможное, чтобы политической и культурной жизнью страны интересовалось и простое сельское население.

Среди декабристов, сосланных в Сибирь были и музыканты (Н. Крюков, Ф. Вадковский, П. Свистунов и др.). Жены, последовавшие за своими мужьями, имели рояли и любили играть на них и петь.  П. Н. Свистунов, игравший на виолончели, был известен по всей Европе. 

Деятельность декабристов в сфере музыки считалась местным начальством безобидным развлечением. Но оказалось, что местному населению в Сибири необходимы были знания в данной области. На концерты, которые устраивали декабристы и их жены (например, М.Н. Волконская пела вместе с Е.П.Нарышкиной и с К. Ивашевой), приходили местные жители.

 П.Н. Свистунов, который создал оркестр, занимался с детьми каторжников, обучал их нотной грамоте.  Ф. Вадковский был руководителем музыкального кружка.

 Следует отметить, что кроме всего прочего, декабристы, в частности М.Ф. Митьков, А.И. Якубович, внесли большой вклад в развитие метеорологии Сибири. Долгое время некоторые из них занимались наблюдениями за местным климатом, создавали журналы наблюдений, в которые входили измерения температуры воздуха, давления, осадки и т.д. М.Ф. Митьков даже оборудовал на дворе своего дома метеорологическую площадку. А.И. Якубович занимался барометрическими наблюдениями и проводил агрономические опыты. 

Благодаря исследованиям декабристов, были сделаны выводы о влиянии климата Сибири на европейскую часть страны. 

Таким образом, декабристы, сосланные в Сибирь, вели активную деятельность в сфере науки и культуры. Не имея права печатать свои произведения, они (А. Бестужев-Марлинский, П. Борисов, А. Розен   и др.)   продолжали писать рукописные литературные и научные работы, помогали сибирским литераторам в их деятельности. Благодаря декабристам в свет вышла серия рукописных изданий.

Среди декабристов, сосланных в Сибирь были и музыканты (Н. Крюков, Ф. Вадковский, П. Свистунов и др.). Деятельность декабристов в сфере музыки была необходима местному населению. Жители Сибири приходили на концерты, которые давали   декабристы и их жены. Многие становились членами музыкальных кружков.

Следует отметить, что кроме всего прочего, декабристы, в частности М.Ф. Митьков, А.И. Якубович, внесли большой вклад в развитие метеорологии Сибири.

Одним из видов общественной деятельности, которыми занимались декабристы в Сибири, большое значение имела деятельность в сфере медицины.

Врачом – профессионалом среди декабристов был Ф.Б. Вольф. Его медицинский опыт очень ценился в Чите, Петровском Заводе, в Иркутской губернии. Вольф передавал свои знания и практический опыт другим декабристам, отбывавшим ссылку в Сибири. Многие, видя, что местному населению необходима медицинская помощь, самостоятельно учили фармацевтику.  Благодаря этому многие из декабристов занимались врачебной деятельностью. Среди них были: И.Ф. Фохт, П.С. Бобрищев-Пушкин, Н.В. Бассаргин, А.В. Ентальцев, Ф.П. Шаховской, Нарышкины.

Н.И. Лорер в своих «Записках моего времени» писал: «Семейство Нарышкиных были истинными благодетелями целого края. Оба они, и муж, и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги, и зачастую, не смотря ни на какую погоду, Нарышкин брал с собой священника подать последнее христианское утешение умирающим. Двор их по воскресеньям обыкновенно был полон народа, которому раздавали пищу, одежду и пищу». ¹

Ранее в деревнях положение у заболевших серьезными заболеваниями было беспомощным. Доктор не всегда мог приехать к заболевшим крестьянам из-за отдаленной расположенности сел от городов, больной просто умирал.

 Большую медицинскую практику в Тобольске имел Вольф и П.В. Бобрищев-Пушкин. Ф.Б. Вольф бесплатно лечил городскую бедноту и крестьян, в результате чего становился очень популярным среди населения. Так же работал и П.В. Бобрищев-Пушкин.  В 1848 году Тобольск охватила эпидемии холеры, в борьбе с которой приняли активное участие данные врачи. «На них тогда легло исполнение всех необходимых врачебных функций: локализация основных очагов бедствия, обследование, прием и лечение больных, проведение лечебных процедур в стационаре. В наиболее опасный период они вели круглосуточное дежурство в больнице. Вся эта работа, сопряженная с риском для собственной жизни, выполнялась ими с полной отдачей сил и времени». ¹   Помогали Вольфу и Бобрищев – Пушкину семьи Свистуновых и Фонвизиных.   Они стремились всеми силами помочь больным всем, чем только смогут. В результате они смогли спасти около 700 семей, больных холерой.

 В Иркутске Ф.Б. Вольф прославился, когда вылечил богатого золотоискателя, от которого отказались другие врачи. После своего выздоровления золотоискатель отправил Вольфу деньги и записку, что, если доктор не возьмет их,  тогда сожжет их. Но даже в этом случае Фердинанд Богданович не взял деньги за лечение.

 Как о человеке с добрым  сердцем, религиозным и абсолютно бескорыстным отзывается о П.В. Бобрищев-Пушкине  в своих «Воспоминаниях» М.Д. Францева. Она рассказывает, что Павел Сергеевич прославился гомеопатическим лечением. Чтобы успеть посетить всех больных, он купил маленькую лошадь, которую все называли «Конек-Горбунок», летний экипаж и зимние сани. Везде с собой он возил гомеопатические лечебники и аптечки.

М.Д. Францева характеризовала Бобрищев-Пушкина как очень умного человека и отмечала, что всюду, куда бы он ни ехал, его встречали с огромной радостью.

 В Кургане местных крестьян и городских бедняков лечил И.Ф. Фохт, И.С. Повало-Швейковский, Е.П. Туруханских, Ф.П. Шаховской, который учился медицине и фармакологии у доктора Лозера.

 Таким образом, одним из видов общественной деятельности декабристов в Сибири была деятельность в сфере медицины. В условиях недостатка медицинской помощи для местного населения, врачебная деятельность декабристов имела очень большое значение. Бесплатно лечили городских бедняков и крестьян такие декабристы, как И.Ф. Фохт, П.С. Бобрищев-Пушкин, Н.В. Бассаргин, А.В. Ентальцев, Ф.П. Шаховской, Нарышкины. Самыми же известными среди них были врачи Ф.Б. Вольф и П.В. Бобрищев-Пушкин.   Их деятельность способствовала большему сближению декабристов с простым народом.

Категория: История | Добавил: vladimir (18.01.2021)
Просмотров: 36 | Теги: история декабристов, декабристы, декабристы педагоги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Искусство [0]
История [6]
Кино, фильмы [0]
Книги [1]
Музыка [0]
Театр, спектакли [0]
Фантастика и фэнтези [0]
Фотография [0]
Этикет [0]
Другое [1]


Поиск

 

Вход на сайт


Статистика






SHEIN Many GEO's

Skillbox

Gde.ru



Loccitane RU

Читай-город

Интернет-магазин Алёнка

Banggood WW

 
Ножиков

Aromacode

Л'Этуаль

Roxy RU

ChicMe WW

 

TutorOnline RU




                                                                 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru bonuswm.org - сервис раздачи бонусов WM
Создание сайтов Каталог сайтов и статей iLinks.RU Анализ сайта - PR-CY Rank