Истоки русской культуры уходят своими корнями в II – I тыс. до н.э., когда формируются славянские племена с особым языком и культурой (западные, южные и восточные славяне). В VI – VIII вв. восточнославянские племена расселяются между Балтийским и Черным морями. На их основе в IX в. возникает древнерусская народность и государственность с центром в Киеве, оформляется соответствующая материальная и духовная культура. Материальная культура включала в себя жилища, полуземлянки, глиняную посуду и простые орудия труда. Духовная культура имела языческий характер. Важной составной частью духовной культуры являлись языческие праздники, которые были связаны с природными явлениями, сменой времен года и с сельскохозяйственными работами. «Этническую основу древнерусской народности составили, кроме славян, балтийские, финно-угорские племена, древнескандинавская народность, тюрки и др.». Они оказали влияние на формирование русской культуры, внеся в нее элементы своей материальной и духовной культуры. В VI – IX вв. на восточнославянских землях появляются крупные поселения городского типа, которые впоследствии стали городами — центрами древнерусской культуры (Киев, Полоцк, Смоленск, Новгород и др.). На территории данных поселений представители славянских, тюркских и иных племен обменивались не только товарами, но и духовными ценностями. Древнерусская народность сформировалась в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угро-финскими, тюркскими и иными племенами. «К этому же времени относится и появление названий «Русь», «Русская земля», которые означали все земли восточных славян, подвластные Киеву». Процесс становления и развития древнерусской культуры характеризуется как сложный и длительный. Она складывалась на основе славянской языческой культуры, культуры языческих варягов (норманнов), под влиянием христианской Византии и исламского Хазарского каганата. Большую роль в зарождении и становлении русской культуры оказало византийское влияние. Как отмечает Т.Г. Грушевицкая, именно у Византии «Русь позаимствовала идею о неразделимости церкви и государства, через нее Русь осваивала богатое наследие античной греко-римской культуры, позже Россия взяла у Византии и свой герб — двуглавого орла, взирающего на Запад и на Восток» . Основой культурного взаимодействия Древней Руси с Византией были не только экономические и политические отношения с Константинополем, но и принятие христианства, которое способствовало распространению на Руси христианской культуры. Следует отметить, что Русь не просто копирует особенности чужой культуры, а преобразует их в соответствии со своими представлениями и традициями. А.П. Моисеева обращает внимание на то, что « в некоторых областях происходил синтез византийского наследия с местными культурными традициями, в других же византийское воздействие было поверхностным, как бы наложенным тонким слоем на самобытную русскую культуру» . Основной сферой, через которую осуществлялось византийское влияние на русскую культуру, была религия. Именно принятие христианства открыло для Руси доступ к мировым духовным ценностям. Огромное влияние оказала византийская художественная культура на русскую архитектуру, мозаику, фресковую живопись, ювелирное дело и обработку камня. Таким образом, истоки русской культуры уходят своими корнями в II – I тыс. до н.э., когда формируются славянские племена с особым языком и культурой. На их основе в IX в. возникает древнерусская народность. Влияние на формирование русской культуры, внеся в нее элементы своей материальной и духовной культуры, оказали также балтийские, финно-угорские племена, древнескандинавская народность, тюрки. В VI – IX вв. на восточнославянских землях появляются крупные поселения городского типа, на территории которых они обменивались не только товарами, но и духовными ценностями. Большую роль в зарождении и становлении русской культуры оказало византийское влияние. Основой культурного взаимодействия Древней Руси с Византией было принятие христианства, которое способствовало распространению на Руси христианской культуры. При этом, Русь не просто копирует особенности чужой культуры, а преобразует их в соответствии со своими представлениями и традициями. Зарождение письменности Еще у восточнославянских племен существовало письмо и алфавит. Но «христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений». С этого времени на Русь начинают приезжать византийские, болгарские, сербские переводчики. Появилось значительное количество переводов греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания, которые становятся достоянием грамотных людей. В ХI-ХII вв. на Руси начинает широко развиваться грамотность среди богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. Самым древним видом письма был «устав» - «с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт» . Появляются первые литературные произведения, среди которых «Речь философа», «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона и др. В культуре Киевской Руси появляются такие литературные жанры, как проповеди; летописи; жития святых; апокрифы. В связи с распространением христианства на Руси, в первую очередь, при монастырях начали открываться школы для «книжного учения». В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Зарождение архитектуры В течение длительного времени архитектура Руси характеризовалась деревянными памятниками: крепостями, теремами, избами и т.д. Деревянные строения были многоярусными, увенчанные башенками и теремами, имели разного рода пристройки (клети, переходы, сени). Их украшала затейливая художественная резьба по дереву. Появление каменной архитектуры относится к периоду принятия христианства. Именно с этого времени начинается бурное каменное строительство, начинают быстро расти города: Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск и т.д. Первым памятником древнерусского каменного зодчества стала появившаяся в конце X в. Десятинная церковь в Киеве (Приложение А). Несколько позднее была построена знаменитый Киевский Софийский Собор. Как отмечает Т.Г. Грушевицкая, наиболее зримым следствием принятия христианства стало появление в русской культуре каменного строительства». Строительным материалом на юге Руси являлась плинфа - большой плоский кирпич размером На развитие архитектуры Руси оказала большое влияние Византия, привнеся сюда новый строительный опыт и традиции. «Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков». В XI в. начали строиться Софийские соборы в крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами и маленькими оконцами Зарождение русского искусства Древнерусская живопись получила свое активное развитие после принятия христианства. также пережило ощутимые перемены. В языческой Руси она существовала, но имела языческое выражение: живописцами разрисовывались стены языческих капищ, делались эскизы магических масок и т.д. «Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание». Византийской влияние здесь столкнулось с русской народной культурой. Хотя русские иконы и создавались в соответствии с правилами иконописи, под кистью русских художников они получались близкими к натуре. Одним из знаменитых иконописцев того времени был печерский монах-живописец Алимпий. Помимо иконописи на Руси развивалась фресковая живопись и мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве характеризовались манерой письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженностью к цельности и простоте. Большую художественную ценность имели мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, лики которых, по сравнению с работами византийских мастеров, были более мягкими, округлыми. Позднее сложилась новгородская школа живописи, основными чертами которой стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. Широкое распространение иконописная, фресковая живопись получила и в таких городах, как Чернигов, Ростов, Суздаль. В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. Принятие христианства на Руси также оказало влияние на развитие здесь скульптуры и других видов искусств, положив начало резьбе по камню. До этого, в течение длительного времени на Руси развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву. Деревянные резные изделия служили украшением домов горожан и крестьян, а также деревянных храмов. После принятия христианства белокаменная резьба становится примечательной чертой древнерусского искусства в целом. Уникальной резьбой славились посуда и домашняя утварь. Русскими мастерами создавались такие прекрасные и изящные украшения, как браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны. Они отделывались золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями и т.д. Особое внимание уделялось украшению окладов икон, а также книг. Зарождение музыки Составной частью русской культуры и искусства является музыкальное, певческое искусство. Принятие христианства на Руси способствовало становлению древнерусской школы пения. Ее целью было участие в богослужении. Как отмечает Г.Н. Девяткина, «первыми мастерами пения на Руси были болгары, которые знали византийскую музыку и переработали её с учётом славянских и греческих языков». Центром древнерусской певческой традиции была Десятинная церковь в Киеве с хором певчих. У Византии был заимствован календарь с музыкальным оформлением праздников – осьмигласие. Результатом взаимодействия византийской культуры и русских народных традиций стало появление уникальной певческой системы древнерусского знаменного пения. По сравнению с византийским оригиналом пения, русское пение имело иной мелодико-ритмический стиль. Сохраняя структуру текстов и форм песнопений, русские певцы изменили мелодизм, ритмику, артикуляцию пения. «Так зарождались традиции не только нотного письма, но и традиции русского церковного пения, духовной культуры русского человека». Обучение хоровому пению осуществлялось в монастырях и на княжеских дворах. Позднее певческому обучению уделяли время в духовных училищах. Таким образом, хотя у восточнославянских племен существовало письмо и алфавит, христианизация Руси способствовала распространению здесь письменности и появлению первых литературных произведений. В ХI-ХII вв. на Руси начинает широко развиваться грамотность среди богатых горожан. В связи с распространением христианства на Руси при монастырях начали открываться школы для «книжного учения». В течение длительного времени архитектура Руси характеризовалась деревянными памятниками. Появление каменной архитектуры относится к периоду принятия христианства, после чего начинается бурное каменное строительство. Первым памятником древнерусского каменного зодчества стала Десятинная церковь в Киеве, появившаяся в конце X в. Строительным материалом на юге Руси являлась плинфа, на севере -камень. Кирпич появился на Руси в конце XV в. На развитие архитектуры Руси оказала большое влияние Византия, привнеся сюда новый строительный опыт и традиции. Древнерусская живопись и другие виды искусства получила свое активное развитие после принятия христианства. В языческой Руси оно существовало, но имело языческое выражение. После христианизации Руси здесь развивается иконопись, фресковая живопись и мозаика. Хотя русские иконы и создавались в соответствии с правилами иконописи, под кистью русских художников они получались близкими к натуре. Позднее сложилась новгородская школа живописи, основными чертами которой стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. Принятие христианства на Руси положило начало резьбе по камню. Уникальной резьбой славились посуда и домашняя утварь. Русскими мастерами создавались различные изящные украшения. Принятие христианства на Руси способствовало становлению древнерусской школы пения. Результатом взаимодействия византийской культуры и русских народных традиций стало появление уникальной певческой системы древнерусского знаменного пения.
| |
| |
Просмотров: 58 | | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|