РАБОТА НА ДОМУ! Информационный сайт

 

 

Каталог статей


Экономическое мышление

В научной литературе существуют различные определения экономического мышления. А.В. Медведева обращает внимание на то, что с точки зрения многих авторов, данное понятие отождествляется с такими понятиями, как «экономическое воспитание», «экономическое сознание», «экономическая культура», «экономическое поведение».

При этом отмечается, что в процессе обучения в школе происходит социализация детей, которая, в свою очередь, предполагает развитие экономического мышления школьников. Связано это с тем, что в ходе социализации у них формируется мнение в отношении определенных явлений и процессов окружающего мира, в том числе, экономических явлений; происходит складывание научного мировоззрения, часть которого составляет экономического сознание.

Е.В. Кучинская определяет экономическое мышление в целом как процесс, в ходе которого осуществляется осмысление работником реальных хозяйственных ситуаций и принимаются решения, которые обеспечивают повышение эффективности трудовой деятельности, тем самым «определяется экономическое поведение работника и стиль хозяйственной деятельности» . В приобретении навыков экономического мышления заключается сущность экономического воспитания и экономического образования.

А.Ю. Попова, ссылаясь на К.А. Улыбина, обращает внимании на то, что экономическое мышление существует в рамках экономической системы, представляя собой процесс «воспроизведения в сознании хозяйствующего субъекта сначала законов его поведения, функционирования и становления самой системы, затем прогнозирования и планирования ее развития» .

В данном случае наблюдается соединение законов теоретической экономики и характера отношений экономических субъектов с теми практическими условиями, в которых функционирует хозяйственная система, а также с особенностями желаний и потребностей людей. Однако, представления субъектов могут отличаться объективным характером только в том случае, если будут учитываться внешние факторы функционирования экономической системы (социальные, политические, технологические, международные, экологические и т. д.), а оценка будет даваться комплексно.

М.Н. Коркоценко, исследуя понятие экономического мышления, обращает внимание на точки зрения иностранных экономистов. М. Блауг - Основу экономического мышления человека составляет интерпретация основных положений экономики в индивидуальном понимании, сопровождающаяся анализом собственных действий и поступков, осознанием результатов своего труда, следствием чего является формирование мотивации поведения и деятельности человека. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи - Формирование экономического мышления требует сочетания экономики и прикладных наук, фактических результатов, достигнутых в рамках нескольких стран и экономических систем. П. Хейне - Экономическое мышление способствует достижению правильных умозаключений, представляет собой интеллектуальный инструмент познания.

Анализ точек зрения, как зарубежных, так и отечественных исследователей позволил М.Н. Коркоценко сделать вывод о том, что экономическое мышление представляет собой категорию, которая должна рассматриваться в комплексе подходов разных гуманитарных областей, основу чего составлять собственный практический опыт человека и его сложившееся мировоззрение .

Современные события и ситуации из практической жизни должны анализироваться с одновременным изучением теоретических вопросов и методологической базы. В основе экономического мышление лежит сознание человека, которое приводит его к определенному образу экономического поведения.

С точки зрения Л.А. Богунова, экономическое мышление является процессом и результатом отражения экономической действительности; знаниями «теоретического и практического оперирования категориальным экономическим аппаратом, которые реализуются при решении прикладных экономических задач» . Процесс формирования экономического мышления предполагает сочетание экономической теории и практики в деятельности экономического субъекта.

Экономическое мышление воспроизводит исторически сложившийся тип экономических отношений в обществе и выступает в качестве способа отражения экономических отношений. Основу любого мышления, в том числе и экономического, составляют определенные логические стандарты. «В этой связи в процессе познавательной и практической деятельности существенное значение приобретает логика исследования» . Экономическое мышление выступает в качестве процесса и результата познания экономических отношений, выражением которого являются определенные принципы, законы, категории, способы и формы производства материальной жизни.

Выделяются различные виды экономического мышления, исследование которых позволяет определить его сущность.

  1. Экономическое мышление индивида
  2. Экономическое мышление совокупности людей
  3. Экономическое мышление социальной группы

Индивидуальное экономическое мышление имеет ограниченный характер в сравнении с иными типами мышления. Связывается это с тем, что оно «ограничивается теми узкими рамками экономического бытия, с которым взаимодействует индивид» . Экономическая деятельность отдельного индивида характеризуется исследованием, в первую очередь, того привычного, субъективного мира, в котором он живет. В процессе своей деятельности, связанной с экономической сферой, человек осуществляет те или иные преобразования, которые, как правило, имеют ограниченный характер и отстают от экономических тенденций, актуальных для общества в определенный период времени.

Основу экономического мышления совокупности людей составляет взаимный обмен индивидуальными представлениями об экономических процессах и явлениях (обмен гипотезами, теориями). Данный взаимный обмен предполагает не просто суммирование экономических знаний, которыми обладают отдельные индивиды, но и выстраивание новых ассоциативных связей, доработку и уточнение имеющихся представлений, постановку вопросов и осуществление поиска их решений.

Выделяется классификация экономического мышления по объекту мышления, которыми могут выступать любое явление или процесс. Соответственно, экономическое мышление «характеризует множество элементов, в соответствии со структурой экономической действительности, которая окружает человека». При этом, его основным объектом является социально-экономическое развитие, его законы, закономерности, противоречия.

По направленности выделяются следующие виды экономического мышления:

  1. Прогрессивное экономическое мышление
  2. Консервативное экономическое мышление
  3. Реакционное экономическое мышление

Характерная черта прогрессивного экономического мышления заключается в создании новых идей, основу которых составляют актуальные экономические тенденции, что способствует ускорению процесса развития общества. Консервативное экономическое мышление является своего рода формой регресса, проявление чего заключается в идеализации идей, которые утратили прогрессивное значение. Л.А. Богунов отмечает, что «такое мышление будет характерно тем социальным группам и отдельным лицам, которые имеют больше возможностей по сравнению с другими для удовлетворения своих потребностей и реализации своих целей в условиях неизменности существующих производственных отношений» .

К консервативному экономическому мышлению может привести консервативность социально-экономической системы, которую характеризует:

- с одной стороны - большая устойчивость, в связи с тем, что она является менее восприимчивой к действию отрицательных факторов,

- с другой стороны – меньшая восприимчивость к новым, прогрессивным явлениям.

В данных условиях, экономическое мышление приобретает черты консерватизма.

Характерные черты реакционного экономического мышления заключаются в сохранении и возрождении тех экономических форм, которые отжили и продемонстрировали свою прикладную несостоятельность; в теоретическом обосновании необходимости их сохранения и возрождения, что  неоправданно с точки зрения экономической эффективности в современных экономических процессах.

По форме отражения выделяются следующие виды экономического мышления:

  1. Обыденное экономическое мышление
  2. Теоретическое экономическое мышление

Обыденное экономическое мышление представляет собой наиболее распространенную и простейшую форму, которая формируется в результате непосредственного восприятия субъектом экономической действительности.  Основе данного мышления отсутствует  научное экономическое знание. Его отличает специфическое ненаучное воздействие и взаимодействие с экономической деятельностью.

Процесс формирования данного мышления предполагает естественную социализацию  индивида, в процесс которого воспринимаются те экономические установки и стереотипы, которыми характеризуются хозяйственная среда пребывания данного индивида. Данный вид экономического мышления представляет собой «совокупность поверхностных знаний об экономике, которые носят фрагментарный характер и часто имеют случайные ассоциативные связи» .

Теоретическое экономическое мышление является процессом и результатом отражения экономической действительности, которые предполагают постановку и решение задач экономического развития, как в теоретическом, так и прикладном аспекте. В результате развития теоретического экономического мышления создаются экономические теории.

По степени развития творческого начала выделяются следующие виды экономического мышления:

  1. Продуктивное экономическое мышление
  2. Репродуктивное экономическое мышление

Вследствие продуктивного экономического мышления выдвигаются новые экономические теории, которые направлены на новые практические действия, ставятся качественно новые цели и задачи. «Продуктивное экономическое мышление имеет в своей основе возможности для самосовершенствования» . Репродуктивное мышление действует исходя из имеющихся установок и в рамках сложившихся стереотипов, которые оно и воспроизводит в рамках хозяйственной деятельности.

Экономическое мышление предусматривает осуществление следующих логических операций с экономическими понятиями, суждениями и умозаключениями, использование следующих методов:

- анализ, являющийся логической операцией, методом исследования, в ходе которого происходит разложение явлений и процессов на составляющие их части. Осуществление подобного метода в системе экономического мышления характеризуется анализом системы деятельности экономического субъекта по удовлетворению какой-либо потребности и компонентов деятельности для того, чтобы понять логику этой потребности;

- синтез – логическая операция и метод исследования, который предполагает объединение нескольких элементов во что-либо цельное, к тому же это является не просто суммированием, а системным осмыслением такого объединения, которое учитывает системы связей между данными элементами. Осуществление подобного метода в системе экономического мышления характеризуется синтезом системы деятельности экономического субъекта по удовлетворению какой-либо потребности, синтез компонентов данной деятельности для того, чтобы сформировать определенную логику этой потребности. Методы анализа и синтеза при осуществлении логической деятельности сосуществуют и являются сторонами одного целого.

- абстрагирование - это логическая операция и метод исследования, которая характеризуется выделением, вычленением определенных элементов какого-то множества и их абстрагирование от прочих его элементов. Абстрагирование характеризуется выделением свойств объекта, не существующих в независимости от объекта. Таким образом, «элементы подсистем системы деятельности экономического субъекта, различные мотивы, цели, задачи, формы, методы, средства, действия, результаты, а также условия, нормы и принципы имеют значение лишь в контексте определенной системы деятельности» ;

- конкретизация – логическая операция и метод исследования, который является противоположностью абстрагированию и характеризуется восстановлением, уточнением какой-либо целостности из преждевременно абстрагированных элементов. Благодаря конкретизации появляется возможность увидеть за общими, абстрактными моментами определенной системы деятельности экономического субъекта известное конкретное явление;

- сравнение – логическая операция и метод исследования, который характеризуется сравнением друг с другом объектов или свойств объектов ради установления общих признаков и различий, которые у них имеются. В результате такого сравнения определяются количественные и качественные характеристики, на основе которых строится определенная классификация. Осуществление такого метода в системе экономического мышления характеризуется, в первую очередь, сравнением друг с другом «составляющих частей системы деятельности по удовлетворению какой-либо потребности для уточнения и конкретизации возможных связей и отношений между объектами» ;

- классификация – логическая операция и метод исследования, который заключается в систематизации соподчиненных объектов какой-либо области исследования, разделения объема понятия, определение совокупности делений для того, чтобы установить связи между данными понятиями или классами объектов, упорядочивании явлений по определенным признакам. Осуществление такого метода в системе экономического мышления менеджера характеризуется продолжением логики метода сравнения, в частности, в упорядочивании качественных разновидностей компонентов системы деятельности;

- обобщение - метод исследования, который характеризуется переходом субъекта от понятия с наиболее меньшим объемом, но наибольшим содержанием к понятию с наибольшим объемом, но меньшим содержанием, от наиболее частного восприятия процесса или явления к более общему восприятию;

- ограничение - это метод исследования, который характеризуется переходом субъекта от понятия с «наибольшим объемом, но наименьшим содержанием к понятию с наименьшим объемом, но наибольшим содержанием» .

Благодаря операциям обобщения и ограничения субъект экономического мышления может максимизировать понимание содержания понятия системы деятельности экономического субъекта, определив наибольшее количество признаков данного объекта.

- категоризация - это метод исследования, который характеризуется отнесением единичного объекта к определенному классу, роль которого могут играть вербальные и невербальные значения, категории, выражающие существенные связи и отношения различных сторон действительности;

- индукция и дедукция - неотъемлемая часть экономического мышления. Благодаря осуществлению таких процессов – переходу мысли от частного к общему и от общего к частному, появляется возможность выстраивать умозаключения по поводу компонентов и подсистем системы экономической деятельности;

- аналогия характеризуется построением умозаключений по основанию рассмотрения какого-либо объекта, определением его свойств и признаков и перенесением таких признаков на менее изученный объект;

- моделирование - это осуществление определенных характеристик объекта-оригинала на объекте-модели. Моделирование необходимо, т.к. оно отражает в экономическом мышлении процессы и явления действительности.

Таким образом, в научной литературе существуют различные определения экономического мышления, анализ которых позволяет сделать вывод, что экономическое мышление представляет собой процессе осмысления реальных хозяйственных ситуаций, в ходе которого принимаются решения, вязанные с экономической сферой. В приобретении навыков экономического мышления заключается сущность экономического воспитания и экономического образования. Экономическое мышление представляет собой категорию, которая должна рассматриваться в комплексе подходов разных гуманитарных областей, основу чего составлять собственный практический опыт человека и его сложившееся мировоззрение.

Экономическое мышление воспроизводит исторически сложившийся тип экономических отношений в обществе и выступает в качестве способа отражения экономических отношений. Выделяются различные виды экономического мышления, исследование которых позволяет определить его сущность. По субъекту выделяются экономическое мышление индивида, совокупности людей и социальной группы. По направленности выделяются прогрессивное, консервативное и реакционное мышление; по форме отражения – обыденное и теоретическое экономическое мышление. По степени развития творческого начала выделяются продуктивное и репродуктивное экономическое мышление.

Экономическое мышление предусматривает осуществление таких логических операций с экономическими понятиями, суждениями и умозаключениями, использование следующих методов, как анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, классификация. А также обобщение, ограничение, категоризация, индукция и дедукция и т.д.

Категория: Психология | Добавил: vladimir (27.12.2020)
Просмотров: 37 | Теги: экономическая сфера, мышление, экономическое воспитание, экономика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Работа [9]
Наука [0]
Политика [0]
Психология [6]
Религия [3]
Астрология [0]
Другое [3]
Культура [2]


Поиск

 

Вход на сайт


Статистика






SHEIN Many GEO's

Skillbox

Gde.ru



Loccitane RU

Читай-город

Интернет-магазин Алёнка

Banggood WW

 
Ножиков

Aromacode

Л'Этуаль

Roxy RU

ChicMe WW

 

TutorOnline RU




                                                                 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru bonuswm.org - сервис раздачи бонусов WM
Создание сайтов Каталог сайтов и статей iLinks.RU Анализ сайта - PR-CY Rank