В научной литературе существуют различные определения экономического мышления. А.В. Медведева обращает внимание на то, что с точки зрения многих авторов, данное понятие отождествляется с такими понятиями, как «экономическое воспитание», «экономическое сознание», «экономическая культура», «экономическое поведение». При этом отмечается, что в процессе обучения в школе происходит социализация детей, которая, в свою очередь, предполагает развитие экономического мышления школьников. Связано это с тем, что в ходе социализации у них формируется мнение в отношении определенных явлений и процессов окружающего мира, в том числе, экономических явлений; происходит складывание научного мировоззрения, часть которого составляет экономического сознание. Е.В. Кучинская определяет экономическое мышление в целом как процесс, в ходе которого осуществляется осмысление работником реальных хозяйственных ситуаций и принимаются решения, которые обеспечивают повышение эффективности трудовой деятельности, тем самым «определяется экономическое поведение работника и стиль хозяйственной деятельности» . В приобретении навыков экономического мышления заключается сущность экономического воспитания и экономического образования. А.Ю. Попова, ссылаясь на К.А. Улыбина, обращает внимании на то, что экономическое мышление существует в рамках экономической системы, представляя собой процесс «воспроизведения в сознании хозяйствующего субъекта сначала законов его поведения, функционирования и становления самой системы, затем прогнозирования и планирования ее развития» . В данном случае наблюдается соединение законов теоретической экономики и характера отношений экономических субъектов с теми практическими условиями, в которых функционирует хозяйственная система, а также с особенностями желаний и потребностей людей. Однако, представления субъектов могут отличаться объективным характером только в том случае, если будут учитываться внешние факторы функционирования экономической системы (социальные, политические, технологические, международные, экологические и т. д.), а оценка будет даваться комплексно. М.Н. Коркоценко, исследуя понятие экономического мышления, обращает внимание на точки зрения иностранных экономистов. М. Блауг - Основу экономического мышления человека составляет интерпретация основных положений экономики в индивидуальном понимании, сопровождающаяся анализом собственных действий и поступков, осознанием результатов своего труда, следствием чего является формирование мотивации поведения и деятельности человека. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи - Формирование экономического мышления требует сочетания экономики и прикладных наук, фактических результатов, достигнутых в рамках нескольких стран и экономических систем. П. Хейне - Экономическое мышление способствует достижению правильных умозаключений, представляет собой интеллектуальный инструмент познания. Анализ точек зрения, как зарубежных, так и отечественных исследователей позволил М.Н. Коркоценко сделать вывод о том, что экономическое мышление представляет собой категорию, которая должна рассматриваться в комплексе подходов разных гуманитарных областей, основу чего составлять собственный практический опыт человека и его сложившееся мировоззрение . Современные события и ситуации из практической жизни должны анализироваться с одновременным изучением теоретических вопросов и методологической базы. В основе экономического мышление лежит сознание человека, которое приводит его к определенному образу экономического поведения. С точки зрения Л.А. Богунова, экономическое мышление является процессом и результатом отражения экономической действительности; знаниями «теоретического и практического оперирования категориальным экономическим аппаратом, которые реализуются при решении прикладных экономических задач» . Процесс формирования экономического мышления предполагает сочетание экономической теории и практики в деятельности экономического субъекта. Экономическое мышление воспроизводит исторически сложившийся тип экономических отношений в обществе и выступает в качестве способа отражения экономических отношений. Основу любого мышления, в том числе и экономического, составляют определенные логические стандарты. «В этой связи в процессе познавательной и практической деятельности существенное значение приобретает логика исследования» . Экономическое мышление выступает в качестве процесса и результата познания экономических отношений, выражением которого являются определенные принципы, законы, категории, способы и формы производства материальной жизни. Выделяются различные виды экономического мышления, исследование которых позволяет определить его сущность.
Индивидуальное экономическое мышление имеет ограниченный характер в сравнении с иными типами мышления. Связывается это с тем, что оно «ограничивается теми узкими рамками экономического бытия, с которым взаимодействует индивид» . Экономическая деятельность отдельного индивида характеризуется исследованием, в первую очередь, того привычного, субъективного мира, в котором он живет. В процессе своей деятельности, связанной с экономической сферой, человек осуществляет те или иные преобразования, которые, как правило, имеют ограниченный характер и отстают от экономических тенденций, актуальных для общества в определенный период времени. Основу экономического мышления совокупности людей составляет взаимный обмен индивидуальными представлениями об экономических процессах и явлениях (обмен гипотезами, теориями). Данный взаимный обмен предполагает не просто суммирование экономических знаний, которыми обладают отдельные индивиды, но и выстраивание новых ассоциативных связей, доработку и уточнение имеющихся представлений, постановку вопросов и осуществление поиска их решений. Выделяется классификация экономического мышления по объекту мышления, которыми могут выступать любое явление или процесс. Соответственно, экономическое мышление «характеризует множество элементов, в соответствии со структурой экономической действительности, которая окружает человека». При этом, его основным объектом является социально-экономическое развитие, его законы, закономерности, противоречия. По направленности выделяются следующие виды экономического мышления:
Характерная черта прогрессивного экономического мышления заключается в создании новых идей, основу которых составляют актуальные экономические тенденции, что способствует ускорению процесса развития общества. Консервативное экономическое мышление является своего рода формой регресса, проявление чего заключается в идеализации идей, которые утратили прогрессивное значение. Л.А. Богунов отмечает, что «такое мышление будет характерно тем социальным группам и отдельным лицам, которые имеют больше возможностей по сравнению с другими для удовлетворения своих потребностей и реализации своих целей в условиях неизменности существующих производственных отношений» . К консервативному экономическому мышлению может привести консервативность социально-экономической системы, которую характеризует: - с одной стороны - большая устойчивость, в связи с тем, что она является менее восприимчивой к действию отрицательных факторов, - с другой стороны – меньшая восприимчивость к новым, прогрессивным явлениям. В данных условиях, экономическое мышление приобретает черты консерватизма. Характерные черты реакционного экономического мышления заключаются в сохранении и возрождении тех экономических форм, которые отжили и продемонстрировали свою прикладную несостоятельность; в теоретическом обосновании необходимости их сохранения и возрождения, что неоправданно с точки зрения экономической эффективности в современных экономических процессах. По форме отражения выделяются следующие виды экономического мышления:
Обыденное экономическое мышление представляет собой наиболее распространенную и простейшую форму, которая формируется в результате непосредственного восприятия субъектом экономической действительности. Основе данного мышления отсутствует научное экономическое знание. Его отличает специфическое ненаучное воздействие и взаимодействие с экономической деятельностью. Процесс формирования данного мышления предполагает естественную социализацию индивида, в процесс которого воспринимаются те экономические установки и стереотипы, которыми характеризуются хозяйственная среда пребывания данного индивида. Данный вид экономического мышления представляет собой «совокупность поверхностных знаний об экономике, которые носят фрагментарный характер и часто имеют случайные ассоциативные связи» . Теоретическое экономическое мышление является процессом и результатом отражения экономической действительности, которые предполагают постановку и решение задач экономического развития, как в теоретическом, так и прикладном аспекте. В результате развития теоретического экономического мышления создаются экономические теории. По степени развития творческого начала выделяются следующие виды экономического мышления:
Вследствие продуктивного экономического мышления выдвигаются новые экономические теории, которые направлены на новые практические действия, ставятся качественно новые цели и задачи. «Продуктивное экономическое мышление имеет в своей основе возможности для самосовершенствования» . Репродуктивное мышление действует исходя из имеющихся установок и в рамках сложившихся стереотипов, которые оно и воспроизводит в рамках хозяйственной деятельности. Экономическое мышление предусматривает осуществление следующих логических операций с экономическими понятиями, суждениями и умозаключениями, использование следующих методов: - анализ, являющийся логической операцией, методом исследования, в ходе которого происходит разложение явлений и процессов на составляющие их части. Осуществление подобного метода в системе экономического мышления характеризуется анализом системы деятельности экономического субъекта по удовлетворению какой-либо потребности и компонентов деятельности для того, чтобы понять логику этой потребности; - синтез – логическая операция и метод исследования, который предполагает объединение нескольких элементов во что-либо цельное, к тому же это является не просто суммированием, а системным осмыслением такого объединения, которое учитывает системы связей между данными элементами. Осуществление подобного метода в системе экономического мышления характеризуется синтезом системы деятельности экономического субъекта по удовлетворению какой-либо потребности, синтез компонентов данной деятельности для того, чтобы сформировать определенную логику этой потребности. Методы анализа и синтеза при осуществлении логической деятельности сосуществуют и являются сторонами одного целого. - абстрагирование - это логическая операция и метод исследования, которая характеризуется выделением, вычленением определенных элементов какого-то множества и их абстрагирование от прочих его элементов. Абстрагирование характеризуется выделением свойств объекта, не существующих в независимости от объекта. Таким образом, «элементы подсистем системы деятельности экономического субъекта, различные мотивы, цели, задачи, формы, методы, средства, действия, результаты, а также условия, нормы и принципы имеют значение лишь в контексте определенной системы деятельности» ; - конкретизация – логическая операция и метод исследования, который является противоположностью абстрагированию и характеризуется восстановлением, уточнением какой-либо целостности из преждевременно абстрагированных элементов. Благодаря конкретизации появляется возможность увидеть за общими, абстрактными моментами определенной системы деятельности экономического субъекта известное конкретное явление; - сравнение – логическая операция и метод исследования, который характеризуется сравнением друг с другом объектов или свойств объектов ради установления общих признаков и различий, которые у них имеются. В результате такого сравнения определяются количественные и качественные характеристики, на основе которых строится определенная классификация. Осуществление такого метода в системе экономического мышления характеризуется, в первую очередь, сравнением друг с другом «составляющих частей системы деятельности по удовлетворению какой-либо потребности для уточнения и конкретизации возможных связей и отношений между объектами» ; - классификация – логическая операция и метод исследования, который заключается в систематизации соподчиненных объектов какой-либо области исследования, разделения объема понятия, определение совокупности делений для того, чтобы установить связи между данными понятиями или классами объектов, упорядочивании явлений по определенным признакам. Осуществление такого метода в системе экономического мышления менеджера характеризуется продолжением логики метода сравнения, в частности, в упорядочивании качественных разновидностей компонентов системы деятельности; - обобщение - метод исследования, который характеризуется переходом субъекта от понятия с наиболее меньшим объемом, но наибольшим содержанием к понятию с наибольшим объемом, но меньшим содержанием, от наиболее частного восприятия процесса или явления к более общему восприятию; - ограничение - это метод исследования, который характеризуется переходом субъекта от понятия с «наибольшим объемом, но наименьшим содержанием к понятию с наименьшим объемом, но наибольшим содержанием» . Благодаря операциям обобщения и ограничения субъект экономического мышления может максимизировать понимание содержания понятия системы деятельности экономического субъекта, определив наибольшее количество признаков данного объекта. - категоризация - это метод исследования, который характеризуется отнесением единичного объекта к определенному классу, роль которого могут играть вербальные и невербальные значения, категории, выражающие существенные связи и отношения различных сторон действительности; - индукция и дедукция - неотъемлемая часть экономического мышления. Благодаря осуществлению таких процессов – переходу мысли от частного к общему и от общего к частному, появляется возможность выстраивать умозаключения по поводу компонентов и подсистем системы экономической деятельности; - аналогия характеризуется построением умозаключений по основанию рассмотрения какого-либо объекта, определением его свойств и признаков и перенесением таких признаков на менее изученный объект; - моделирование - это осуществление определенных характеристик объекта-оригинала на объекте-модели. Моделирование необходимо, т.к. оно отражает в экономическом мышлении процессы и явления действительности. Таким образом, в научной литературе существуют различные определения экономического мышления, анализ которых позволяет сделать вывод, что экономическое мышление представляет собой процессе осмысления реальных хозяйственных ситуаций, в ходе которого принимаются решения, вязанные с экономической сферой. В приобретении навыков экономического мышления заключается сущность экономического воспитания и экономического образования. Экономическое мышление представляет собой категорию, которая должна рассматриваться в комплексе подходов разных гуманитарных областей, основу чего составлять собственный практический опыт человека и его сложившееся мировоззрение. Экономическое мышление воспроизводит исторически сложившийся тип экономических отношений в обществе и выступает в качестве способа отражения экономических отношений. Выделяются различные виды экономического мышления, исследование которых позволяет определить его сущность. По субъекту выделяются экономическое мышление индивида, совокупности людей и социальной группы. По направленности выделяются прогрессивное, консервативное и реакционное мышление; по форме отражения – обыденное и теоретическое экономическое мышление. По степени развития творческого начала выделяются продуктивное и репродуктивное экономическое мышление. Экономическое мышление предусматривает осуществление таких логических операций с экономическими понятиями, суждениями и умозаключениями, использование следующих методов, как анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, классификация. А также обобщение, ограничение, категоризация, индукция и дедукция и т.д. | |
| |
Просмотров: 37 | | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|