РАБОТА НА ДОМУ! Информационный сайт

 

 

Каталог статей


Творческие способности человека

Проблема индивидуальных различий в психологической науке на всем пути ее развития являлась одной из наиболее сложных и в то же время одной из наиболее интересных. Трудно назвать хоть одно качество, черту или же свойство человека, которое не относилось бы к индивидуальным различиям. Психические качества и характеристики любого человека формируются в процессе его жизни, в процессе воспитания и обучения, а также в различных видах деятельности. При одних и тех же учебных программах и при одних и тех же методах обучения мы видим у каждого из людей его индивидуальные особенности. Одним из центральных моментов при исследовании индивидуальности человека выступают его способности, потому что именно способности определяют становление и развитие личности человека, а также обуславливают ее индивидуальность.

Способности в настоящее время рассматриваются как внутренние условия для развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешней средой.

Как отмечает С.Л.Рубинштейн,человеческие способности отличают человека от других существ, они составляют его природу. Природа человека изменяется и формируется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Например, интеллектуальные способности формировались по месте того, как изменяя природу, человек познавал ее. Ученый отмечал, что именно в процессе развития различных видов искусства формировались музыкальные, художественные и другие виды способности.

Как справедливо отмечал В.В.Богословский, способность можно рассматривать как синтез свойств личности человека, которая отвечает требованиям деятельности и обеспечивающей высокий уровень достижений в ней. Также В.В. Богословский отмечает, что существуют виды способностей по их направленности и специализации. В данном контексте в психологии выделяют специальные и общие способности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Под общими способностями понимается система индивидуально-волевых свойств личности человека, обеспечивающая сравнительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и выполнением разных видов деятельности. Общие способности могут рассматриваться как следствие всестороннего развития личности, а также природной одаренности человека.

Под специальными способностями в современной психологической науке понимается система свойств личности, которая способствует достижению высоких результатах в специальной области деятельности, например, в изобразительной, литературной, сценической и т.п. видах деятельности. К специальным способностям также можно отнести способности практической деятельности, в частности, организаторские, конструктивно-технические, педагогические и т.п.

Специальные способности формировались в ходе развития человечества. Развитие специальных способностей может рассматриваться как очень сложный и длительный процесс. Для различных специальных способностей характерно неодинаковое время их проявления. Раньше всего проявляются дарование в области искусств (в частности – в музыке). Определено, что уже в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей наиболее благоприятно происходит, так как именно в данном возрасте формируется музыкальная память и музыкальный слух ребенка.

Развитие специальных способностей, как справедливо отмечает Р.С.Немов, активно происходит в период дошкольного детства. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет ребенка думать, и сама по себе становится весьма привлекательным делом как средства проверки и развития творческих способностей детей. Такого рода деятельность способствует укреплению самооценки ребенка, способствует повышению его уровня самооценки, а также формирует чувство удовлетворения от достигнутых результатов деятельности. В случае, если осуществляемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности (на пределе возможностей ребенка), то она фактически ведет за собой развитие его способностей, тем самым реализуя «зону потенциального развития» . Деятельность, которая не находится в пределах данной зоны не ведет за собой развитие способностей, так, если она слишком простая, то она обеспечивает реализацию уже имеющихся способностей; если же она слишком сложная, то она может рассматриваться как невыполнимая, что также не приводит к формированию новых умений, навыков и способностей.

Таким образом, можно говорить о том, что каждая деятельность человека предъявляет специфические требования как к общим, так и специальным способностям человека. Вместе с тем, знания, навыки и умения являются внешними по отношению к способностям до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере их освоения личности, способности затем развиваются дальне, тем самым формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.

Можно говорить о том, что способности проявляются не в самих знаниях, навыках и умения, а непосредственно в динамике их приобретения, в том, настолько легко и быстро человек осваивает некоторую деятельность. От способностей зависит качество осуществляемой деятельности, ее успешность, а также уровень достижений, а также то, как данная деятельность выполняется. Б.М.Теплов выделяет три основные признака понятия «способность»:

1. Под способностями понимаются индивидуальные особенности человека, которые отличают одну личность от другой. Никто не будет говорить о способностях тогда, когда речь идет о свойствах личности, применительно которых все равны.

2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а только те, которые имеют непосредственное отношение к успешности выполнения некоторой деятельности или многих видов деятельности.

3. Понятие «способность» не сводимо к наличным знаниям, умениям и навыкам, которые уже сформированы у человека.

Проблема творческих способностей – одна из самых дискутируемых в психологии и педагогике. По мнению большинства отечественных ученых, творчество должно рассматриваться двояко. Во-первых, как создание в результате деятельности некоего нового продукта, материальных или духовных ценностей, имеющих личностное или социальное значение. Во-вторых, под творчеством понимается сам процесс достижения этого результата, при чем такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в котором она сама развивается.

Проблема исследования творчества имеет длительную историю, вместе с тем, во все времена она была предметом внимания педагогов, философов и психологов. Уже в период античности Аристотель положительным образом отзывался на идею активного обучения, тогда как Я.А.Коменский призывал учеников идти за тем, «не позевывая, но бодрствуя и действуя», и видел в качестве одного из методов акти­визации деятельности учеников построение обучения на осно­ве интереса и любознательности.

Ж.Ж.Руссо предлагал педагогу учитывать природу подопечного, использовать наблюдательность и стремление к поиску, тем самым создавая ситуации, пробуждая в ребенке желания получать знания, которыми он может распоряжаться. И.Г.Песталоцци отмечал, что метод природосообразности способствует пробуждению в ребенке скоровенных задатков, он дает стимул и побуждение к максимально возможному развитию.

Для того, чтобы раскрыть сущность творческих способностей, их структуру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общепринятого подхода, рассмотрим необходимые для этого основные понятия. Стержневыми в исследовании являются понятия «творчество» и «способности».

В настоящее время в современной психологической, педагогической и философской литературе существуют различные подходы к определению понятия «творчество». Основная сложность в определении данного понятия связана с тем, что отсутствует непосредственное, операционального психологического наполнения данного понятия, что выступает как результат определения понятия творчество через его продукт – создание чего-либо нового.

В педагогической литературе творческая деятельность рассматривается как активность, которая дает новые, оригинальные продукты, которые характеризуются общественным знанием. Отдельными учеными отмечается (Л.К.Веретенникова,П.Ф.Кравчук) отмечается, что «творчество следует рассматривать через личность, ее особенности и характеристики, через ее процессы», имеющие место в творческом процессе.

Вместе с тем, большинство ученых в качестве базовых признаков творчества выделяют оригинальность, новизну и уникальность и определяют творчество как деятельность, которая характеризуется порождением нового, того, чего не было ранее.

Отдельными учеными, такими как А.М. Матюшкин, Т.Г. Браже, отмечается, что специфической особенностью творчества помимо новизны выступает также социальная значимость результатов творческой деятельности.

В психолого-педагогической литературе отмечается большое значение творчества в педагогической деятельности, поэтому при характеристике данного феномена необходимо ориентироваться на существующее в научной литературе понимание творчества в узком и широком смыслах.

В первую очередь отметим, что творчество предполагает наличие у человека определенных способностей, знаний и умений, мотивов, благодаря которым создается продукт, к специфическим особенностях которых относится оригинальность, новизна, а также уникальность. Во-вторых, анализ данных особенностей показывает важную роль интуиции, воображения, разного рода неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в расширении и раскрытии своих созидательных возможностей.

Вместе с отсутствие точной научной дифференциации феноменов творчества приводит к тому, что понятие «творческий» применяется практически к любому виду деятельности, за исключением, сравнительно узкого круга автоматизированных действий. По мнению Д.Б. Богоявленского, существующие определения данного феномена не отражают полностью сущность творчества. Как отмечает исследователь, не только в рамках обыденного сознания, но также и в научной литературе широко распространенными является рассмотрение творчества по критерию создания нового продукта – это определение творчества по его феноменологическим аспекта, по его частным проявлениям.

Предрасположенность к творческой деятельности может рассматриваться как высшее проявление активности личности, это способность создавать что-либо принципиально новое, оригинальное. Предрасположенность к творчеству может выступать практически в любой сфере деятельности человека. Как отмечает Я.А. Пономарев, в широком смысле творчество – это всего лишь взаимодействие, которое ведет к развитию. Д.Б. Богоявленская в широком смысле творчество рассматривают как выход за границы уже имеющихся знаний.

В философии творчество определяется как одно из необходимых условий для развития материи, образования новых форм, вместе с возникновением которым видоизменяются, преобразуются и сами формы творчества.

Философская энциклопедия определяет творчество как деятельность порождения нового, не существовавшего ранее.

В психологическом словаре творчество рассматривается как деятельность, в качестве результата которой выступает создание новых духовных и материальных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности мотивов, знаний, способностей, а также умений, благодаря которым создается продукт, который отличается новизной, уникальностью и оригинальностью.

В педагогике творчество рассматривается как высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество рассматривается по его социальной значимости, а также новизне (оригинальности).

Творческая деятельность характеризует не только социально значимые открытия, но также и те, которые человек осуществляет для себя. Элементы творчества проявляются в труде, игре, учебной деятельности, словом, там – где есть проявления самостоятельности мысли, активности, оригинальности суждений, а также творческого воображения.

В настоящее время можно выделить два уровня способностей:

1. Репродуктивный уровень, характеризующийся быстрым усвоением знаний, а также овладением некоторой деятельностью по образцу.

2. Творческий уровень, предполагающий способность посредством самостоятельной активности создавать нечто оригинальное, новое.

Один и тот же человек может характеризоваться большим уровнем выраженности одних способностей. С другой стороны, у многих людей наблюдаются одни и те же способности, вместе с тем различающиеся по уровню их развития.

В ходе экспериментальных исследований среди особенностей личности была выделена особая способность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мыслительной деятельности от традиционных схем, а также быстро разрешать проблемные ситуации.

Такого рода способность именуется креативностью. В настоящее время понятие креативности используется в качестве синонима творческих способностей.

П.Торренс рассматривает креативность в понятиях мышления как процесс ощущения трудностей, разрывов, пробелов в информации, выявлении недостающих элементов; процесса построения догадок и формулирования гипотез, оценки и проверки гипотез и догадок, а также возможностей их пересмотра и обобщения результатов.

К.Тейлор, как и Дж.Гилфорд рассматривает креативность не как некоторый единый фактор, а как совокупность разного рода способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени.

У Дж.Рензуллса креативность рассматривается как специфическая особенность поведения человека, которая выражается в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы, определении новых подходов к проблеме с различных позиций.

С.Медник креативность рассматривает как процесс переструктурирования элементов в новых комбинациях, которые отвечают требованиям полезности и определенным специальным требованиям. Он указывает на то, что чем из более отдаленной области взяты элементы проблемы, то тем более творческим может рассматриваться процесс ее разрешения.

Ф.Баррон под креативность понимает способность человека привносить качественно новое в опыт, тогда как М.Воллах указывает на способность порождать оригинальные идеи в рамках разрешения или формирования новых проблем.

Понятие творческих способностей также можно определить на основании положений отечественных психологов, таких, как А.Г.Ковалев, К.К.Шатонов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, В.А.Крутецкий, В.И.Андреев и многих других.

Определено, что творческий потенциал личности можно рассматривать как интегративную характеристику возможностей и свойств личности, которые обеспечивают творческую активность, положительную самореализацию, а также индивидуализацию в социуме.

Применительно сочетания компонентов творческого потенциала личности в настоящее время существует гипотеза о том, что творческая деятельность – это нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого компонента. В первую очередь можно отметить тот факт, что для некоторых компонентов существует так называемый «пороговый эффект», когда собственно сам порог способностей может рассматриваться как предел для возможностей реализации человека, так как безотносительно уровней, достигнутых другими компонентами творческого потенциала, творчество в той области, о которой творящий знает мало невозможно. С другой стороны, среди компонентов возможны определенного рода компенсации, когда сила одного компонента может компенсировать слабость другого компонента. Также можно говорить о том, что компоненты творческого потенциала личности могут начать взаимодействовать друг с другом, то есть мера для реализации творческого потенциала личности существенным образом зависит от социальных инструментов воспитания, которые обеспечивают как его развитие, так и развитие его личности.

Таким образом, на основании результатов анализа научных источников можно говорить о том, что творческие способности можно рассматривать как совокупность индивидуальных особенностей личности, которые определяют возможности для успешного осуществления определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности. Творческие способности несводимы к имеющимся у индивида знаниям, навыкам и умениям. Творческие способности выражаются в интересе, в стремлении и эмоциональном отношении к творческой деятельности, в качестве знаний человека, в уровне развития его творческого и логического мышления, самостоятельности, воображения, а также настойчивости в творческом поиске. Творческие способности обеспечивают создание субъективно нового в той или иной сфере деятельности.

Категория: Психология | Добавил: vladimir (27.12.2020)
Просмотров: 36 | Теги: личность, Способности человека, Творчество, интерес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Работа [9]
Наука [0]
Политика [0]
Психология [6]
Религия [3]
Астрология [0]
Другое [3]
Культура [2]


Поиск

 

Вход на сайт


Статистика






SHEIN Many GEO's

Skillbox

Gde.ru



Loccitane RU

Читай-город

Интернет-магазин Алёнка

Banggood WW

 
Ножиков

Aromacode

Л'Этуаль

Roxy RU

ChicMe WW

 

TutorOnline RU




                                                                 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru bonuswm.org - сервис раздачи бонусов WM
Создание сайтов Каталог сайтов и статей iLinks.RU Анализ сайта - PR-CY Rank